НовостиЧеловек и общество

Два капитана

Безопасность и ответственность – вот два ключевых слова, которыми всегда руководствовались в своей работе Николай и Иван Маслины. Выбрав одну стезю в жизни, отец и сын внесли большой вклад в общий успех и развитие службы Алейской Госавтоинспекции.

Становись, равняйсь, смирно!

Фуражку – сыну, жезл – внуку… На память о дорожно-постовой службе Николай Маслин оставил себе лишь почетные грамоты и ведомственные медали. Щедро ветеран сегодня делится и воспоминаниями, бесценным опытом, накопленными за время своей многолетней правоохранительной деятельности в органах внутренних дел.

Приученный к порядку и дисциплине с детства, Николай Иванович грезил военной службой. Даже поступал после школы в Красноярское радиотехническое училище. Но, не пройдя по конкурсу, вернулся домой, в родную Семеновку. Время до армии провел с пользой: и водительское удостоверение получить успел в ДОСААФе, и поработать в местном колхозе. Срочную проходил в Ленинграде и Псковской области. Там судьба ему дала второй шанс – предложили стать курсантом Харьковского летного училища. Обрадовался, документы собрал, а почему в последний момент поддался уговорам земляков и не стал поступать – сегодня и сам понять не может. Но все же желание стать профессиональным военным его осуществилось.

Демобилизовавшись, Николай вернулся к прежнему месту работы в сельском хозяйстве, а спустя два года не упустил возможность занять должность начальника группы объективного контроля отдельной вертолетной эскадрильи 41-й ракетной дивизии в городе Алейске. В течение десяти лет службы старший Маслин также исполнял обязанности комвзвода автобата, а потом ему предложили место в ГАИ, тоже командовать взводом, только ДПС. Долго не раздумывал, согласился. Сомнения не бередили душу, знал – справится. И, сменив форму, Николай Иванович уверенно направился вперед по главным дорогам города и района.

Превратности стези гаишной

Еще на 10 лет затянулась жизнь, в основе которой лежала повседневная связь с дорожной безопасностью.

— Коллектив ГАИ подобрался дружный – вместе работали, вместе отдыхали, если требовали обстоятельства, то во всем помогали и поддерживали друг друга, — вспоминает ныне пенсионер ОВД.

Своего командира взвода ребята называли «батей», да и как иначе, ведь он всегда стоял горой за вверенный ему состав. Иваныч умело и тактично направлял служебную деятельность сотрудников подразделения на решение задач по обеспечению дорожной безопасности. А работы для дозорных алейских дорог в те времена было ох как много!

Начало девяностых, в стране перестройка, отмена «сухого закона». Борьба с пьянством в стране сошла на нет. Это сказалось и на дорожной обстановке. Алейские гаишники оформляли до тысячи фактов в год, севших за руль в нетрезвом виде. Не останавливали водителей ни штрафы, ни вероятность лишиться водительского удостоверения, ни трагический пример совершивших ДТП в состоянии алкогольного опьянения. В те годы ужасала статистика по пострадавшим. Под колесами гибли десятки, и это не только виновники аварий, но их пассажиры, среди которых были дети.

Прошло более двадцати лет, а Николай Иванович до сих пор не может забыть, как из искореженного автомобиля доставали бездыханное тельце новорожденного ребенка.

— Был апрель 1990 года, я лишь месяц успел отработать в отделе, и случилось это ДТП, — рассказывает капитан внутренней службы Маслин. – Погода стояла неважная, весенняя распутица на дорогах, дождь со снегом усугубляли и без того сложную обстановку, ограничивая видимость. Нас вызвали в одно из сел района. Сообщалось о столкновении грузовика и легковушки. Приехав на место происшествия, увидели перевернутую на трассе «Ниву», а в кювете – пытавшийся избежать лобового «ЗИЛ». Водители и молодая девушка, пассажирка виновника ДТП, отделались травмами, а вот ее полугодовалый сынишка погиб на месте. Видеть это было невыносимо.

По словам Николая Ивановича, даже набравшись опыта и насмотревшись за годы работы в Госавтоинспекции всякого, невозможно было оставаться равнодушным к гибели человека, пусть и причиной тому являлись его собственное безрассудство и целенаправленное нарушение ПДД в виде пьянства за рулем.

Много трагических случаев до сих пор тревожат память когда-то главного алейского гаишника: и как четверо, возвращавшихся вечером с мероприятия, на большой скорости «влетели» под фуру; однажды вынимали буквально по частям из поврежденной кабины водителя грузового транспорта; и совсем парадоксальный — вместо того, чтобы спасать придавленного люлькой мотоциклиста, зеваки сняли колесо…

Кражи, грабежи, угоны, рэкет… со всем пришлось столкнуться в своей правоохранительной практике Николаю Маслину. Где не помогали уговоры и закон, там выручали железная выдержка и твердый характер, без которых в службе ГИБДД и сегодня не задержаться.

Тому пример еще один эпизод из служебных будней капитана Маслина. В одно из своих патрулирований он увидел на обочине федеральной трассы фуру. Водителя явно остановил незнакомец и о чем-то упорно расспрашивал. Маслина не подвело чутье и с виду обыденная картина, оказалась попыткой грабежа. Опытный гаишник не поверил, что задержанный им мужчина не знает, как «проехать в библиотеку». Поодаль в иномарке с алтайскими номерами сидели его «заблудившиеся» друзья и ждали сигнала, держа на прицеле милиционера. Напуганный водитель казахстанского большегруза так и не решился подтвердить факт вымогательства. Маслину пришлось отпустить рэкетира. Подвергать опасности гражданских он не имел права. Перестрелки удалось избежать, но это лишь в этот раз.

Дорогою отца

Спасать водителей на дороге и сейчас инспекторам ДПС приходится часто. В этом есть их основная миссия, считает старший Маслин. Призвать                    к ответу правонарушителя, предотвращая даже малейшую вероятность совершения ДТП, предупредить о дорожных опасностях иль вырвать из снежного плена… Да мало ли какой может быть помощь, главное, чтобы она была действенной и своевременной. К этому он призывал коллектив, тому же учил и сына. Гроза автохулиганов воспитывал у своих троих детей такие качества, как верность данному слову, умение противостоять трудностям, отзывчивость, настойчивость в достижении цели. Среднему Ивану он сумел привить и любовь к профессии госавтоинспектора.

— Я помню, в детстве очень гордился отцом, — говорит Иван Маслин. – Глядя, как он высокий, подтянутый, в красивой форме садится в служебную черную «восьмерку» с крупной аббревиатурой «ДПС», мечтал, что буду таким же и когда-то займу его место. Сегодня я благодарен отцу за поддержку, он принял мой выбор и стал незаменимым наставником в профессии.

Восемнадцатого ноября 2003 года рядовой милиции Иван Маслин в первый раз надел форменную фуражку с кокардой синего цвета и вышел на дежурство… да вот только не в должности сотрудника ДПС. С мечтой пришлось повременить. В отделении ГАИ свободных вакансий не оказалось. Три месяца молодой сотрудник стажировался в качестве участкового, а затем пять лет занимался общественной безопасностью районов швейной фабрики и кирзавода. Там приобрел необходимый опыт, заочно получил высшее юридическое образование и в марте 2009 года достиг желаемого – был зачислен в личный состав ГАИ инспектором дорожно-постовой службы.

Разрешите обратиться

Сегодня капитан Иван Маслин один из самых опытных сотрудников межмуниципального отдела МВД России «Алейский». Уже отец испытывает невероятную гордость за своего сына. Проявляя к службе рвение и особый подход, Иван таки осуществил мечту детства и стал командиром взвода ДПС. Достойно продолжая дело родителя и неся свою фамилию, младший Маслин слывет грамотным руководителем и пользуется неоспоримым авторитетом не только у подчиненных, но и населения. Он хорошо знает территорию подведомственных двух районов и города Алейска, в состоянии обеспечить мероприятия любой сложности, принять правильное решение, оперативно отреагировать.

Кстати сказать, имя алейского автоинспектора и его добрый поступок на слуху у жителей всего края. Пять лет назад он с напарником оказал неоценимую услугу семье рубцовчан, которым потребовалась срочная помощь. Не теряя драгоценного времени, оперативно организовали им проезд до больницы и тем самым спасли готового появиться в любой момент у пары первенца.

Как и отец, Иван Маслин считает в своей стезе главным помощь людям. Дорожных происшествий, а также пострадавших в них, с годами хоть и стало меньше, но все также  в пути водителям зачастую требуется квалифицированная поддержка и участие постового. Кому-то подсказать, кого-то дисциплинировать, напомнить про важное назначение ремней безопасности и опасное лихачество за рулем, к каким последствиям приводит водительское пьянство и в целом нарушение правил дорожного движения – с такими и другими задачами ежедневно сталкиваются в своей  деятельности госавтоинспекторы.

Быть сотрудником ГИБДД нелегко: бессонные ночи, дежурство по городу и на трассе в любую погоду, работа в праздники, когда другие отдыхают в кругу семьи, пьяные и агрессивные люди, общение с которыми опасно. И все же Иван уверен в правильности своего профессионального выбора. За двадцать лет службы в правоохранительных органах слова «честь» и «порядок» для него стали главными в жизни.

Завтра, 10 ноября, все жители России, которые так или иначе связаны с органами внутренних дел, отмечают профессиональный праздник. Для капитанов Маслиных он является поистине семейным, ведь поступать по закону и справедливости — их фамильное кредо вот уже несколько десятков лет. 

Анна Галактионова, Виталий Субботин (фото).