Новости

Новости Росреестра

Как стать владельцем заброшенной недвижимости, оформить права на дом блокированной застройки, продать земельный участок сельскохозяйственного назначения — на эти и другие важные вопросы отвечает Росреестр.

Показатели реализации мероприятий государственной программы «Национальная система пространственных данных» в Алтайском крае

В 2022 году Алтайский край стал одним из пилотных регионов, участвующим в реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации «Национальная система пространственных данных», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2021 № 2148.

Основой НСПД являются две информационные системы — Единая электронная картографическая основа и Федеральный портал пространственных данных. Данные системы создаются в рамках национального проекта «Цифровая экономика».

В регионе проводятся мероприятия по наполнению Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) полными и точными сведениями, в том числе об объектах реестра границ: границах административно-территориального деления и территориальных зонах, особо охраняемых природных территориях (ООПТ), объектах культурного наследия (ОКН) и их территориях, зонах затопления и подтопления.

По состоянию на 01.07.2023 в Алтайском крае в ЕГРН внесены сведения о границах:

— между Алтайским краем и тремя смежными субъектами Российской Федерации (Республикой Алтай, Кемеровской областью-Кузбассом, Новосибирской областью) в полном объеме (100%);

— 694 муниципальных образований, входящих в состав Алтайского края в полном объеме (100%);

— особой экономической зоны туристско-рекреационного типа «Бирюзовая Катунь» в полном объеме (100%);

— игорной зоны «Сибирская монета» в полном объеме (100%);

— 1443 населенных пунктов (89,1% от общего количества -1605);

— 4273 территориальных зон (72,9% от общего количества — 5864);

— 120 особо охраняемых природных территорий (94,5% от общего количества — 127), из них: 116 ООПТ регионального значения (97,5% от общего количества — 119), 2 ООПТ федерального значения (50% от общего количества — 4), 2 ООПТ местного значения (50% от общего количества — 4);

— 1916 территорий объектов культурного наследия (99,9% от общего количества — 1917), из них: 157 территорий ОКН федерального значения (100%), 1759 территорий ОКН регионального значения (99,9% от общего количества — 1760);

— 160 зонах затопления и 14 подтопления (99,4% от общего количества — 161).

В ЕГРН внесены сведения о 1485 объектах культурного наследия (90,2% от общего количества 1646).

Как отметила заместитель руководителя Управления Росреестра
по Алтайскому краю Бандурова Е.В. – «Создание НСПД позволит объединить
и структурировать пространственные данные и обеспечить их доступность. Наполнение ЕГРН полными и точными сведениями поможет заинтересованным лицам своевременно получать информацию о правовом режиме использования участка, а также узнавать об ограничениях и запретах на ведение деятельности, что, в свою очередь, исключает нарушения законодательства при планировании развития таких территорий и способствует формированию благоприятных условий для ведения бизнеса»
.

Как стать владельцем заброшенной недвижимости

В ходе проведения «горячих» линий в Управление Росреестра по Алтайскому краю нередко поступают вопросы, касающиеся оформления прав на заброшенные земельные участки.

Первый и самый простой способ – это найти владельца и купить участок

Чтобы найти владельца, можно: обратиться в садовое товарищество (если заброшенное владение находится на территории СНТ) либо в орган местного самоуправления (если земельный участок с домом находятся в населенном пункте); воспользоваться информацией о владельце на публичной кадастровой карте; либо заказать выписку из ЕГРН, которая также позволит проверить наличие на территории обременений.

Если выяснится, что у объекта недвижимости есть собственник, то приобрести объект недвижимости можно только в рамках гражданско-правовой сделки (по договору купли-продажи).

Второй способ – это отказ хозяина от запущенного участка

Для этого сам хозяин должен обратиться в Росреестр с заявлением об отказе от участка. В этом случае на такой земельный участок регистрируется право собственности, например, муниципалитета, на территории которого этот участок находится (одновременно с регистрацией прекращения права его прежнего собственника, который от него отказался). Затем его выставят на торги или передадут в аренду новому собственнику.

Третий способ – это приобретение участка после его изъятия

По закону, земельный участок может быть изъят, если он предназначен для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества и не используется по целевому назначению в течение 3-х лет (если более длительный срок не установлен законом). Изъятие земельных участков является исключительной мерой и возможно лишь в том случае, если собственник не исполнил предписание об устранении нарушения, и только на основании решения суда. Если все-таки земельный участок был изъят, он становится частью муниципальной собственности и заинтересованное лицо может его приобрести в установленном законом порядке.

Четвертый способ – это признание имущества бесхозяйным.

Если владельца объекта недвижимости найти не удалось, то, возможно, это бесхозяйное имущество. Под бесхозяйным понимается объект, у которого отсутствует владелец, он не известен или отказался от права собственности. При этом бесхозяйной вещью может быть признано только здание (например, дом); земельный участок бесхозяйной вещью быть не может. Сведения о бесхозяйном объекте должны быть внесены в ЕГРН. С заявлением о постановке на учет бесхозяйного объекта в орган регистрации прав обращается муниципальный орган, на территории которого он находится. Через год со дня постановки бесхозяйного объекта недвижимости на учет муниципальный орган может обратиться в суд с требованием о признании на него права муниципальной собственности. На основании вступившего в законную силу решения суда, муниципалитет обращается в Росреестр с заявлением о регистрации права муниципальной собственности на этот объект. После этого землю вместе с домом можно приобрести на торгах, арендовать или выкупить.

Пятый способ связан с приобретательной давностью

Согласно положениям ст. 234 Гражданского кодекса РФ, гражданин или юридическое лицо, которые не являются собственниками имущества, но непрерывно и добросовестно владеют им как своим собственным имуществом в течение 15 лет, могут приобрести на него право собственности в силу приобретательной давности. Для этого необходимо подготовить пакет документов и вместе с заявлением подать в суд общей юрисдикции по месту нахождения такого имущества. После получения судебного решения можно обращаться в Росреестр, чтобы зарегистрировать право собственности.

Управление Росреестра по Алтайскому краю разъясняет особенности оформления права на дом блокированной застройки

В соответствии с действующим законодательством, дом блокированной застройки — это жилой дом, который имеет общую боковую стену (или стены) с другим жилым домом (или другими жилыми домами) в одном ряду, без проемов, и имеет отдельный выход на земельный участок. Важно отметить, что уже существующие блоки, которые зарегистрированы в Росреестре как жилые помещения (квартиры) и соответствуют установленным требованиям, признаются домами блокированной застройки.

К таким требования относятся следующие: блок является зданием или помещением в здании, количеством этажей не превышает трех,  а количество блоков не превышает десяти, каждый блок предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками,  блок имеет отдельный выход на земельный участок,  строительство или реконструкция осуществлена без привлечения средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Для блоков, внесенных в Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН) до 01.03.2022 как жилые помещения (квартиры) в жилых домах блокированной застройки, в отношении которых зарегистрированы права, предусматривается упрощенная процедура изменения в ЕГРН вида, назначения и вида разрешенного использования соответствующего объекта недвижимости.

Собственники указанных блоков вправе совместным решением уполномочить одного из собственников таких блоков на обращение от имени всех собственников блоков в орган регистрации прав с заявлением об учете изменений сведений ЕГРН: с «помещение» на «здание», с «жилое» на «жилой дом», с «квартира» на «дом блокированной застройки».

Таким образом, в ЕГРН вместо квартир в двухквартирном доме будут учтены блоки дома блокированной застройки. 

Одновременно собственники блоков могут принять решение о разделе земельного участка, находящегося в общей долевой собственности,  с образованием земельных участков под каждым домом блокированной застройки. В этом случае одновременно с заявлением об учете изменений сведений ЕГРН о блоках в орган регистрации прав должно быть подано заявление о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на образуемые земельные участки с приложением межевого плана.

В соответствии с действующим законодательством дом блокированной застройки — жилой дом, блокированный с другим жилым домом (другими жилыми домами) в одном ряду общей боковой стеной (общими боковыми стенами) без проемов и имеющий отдельный выход на земельный участок.

Отмечаем, что существующие блоки, оформленные в Росреестре как жилые помещения (квартиры) и отвечающие установленным требованиям, признаются домами блокированной застройки.

Сельхозземли: первым делом извещаем, затем продаем

Алтайский край — регион широких возможностей для развития сельскохозяйственной деятельности аграриев. Каждый день на его территории совершаются сделки по отчуждению земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения — земельные участки продают, меняют, передают в качестве отступного и т.д.

Тоже планируете продать земельный участок сельскохозяйственного назначения? В таком случае Вы должны знать, что при его продаже должна быть обязательна соблюдена процедура преимущественного права покупки. Что же это за процедура? Обо всем по порядку.

Преимущественным правом покупки земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обладают Алтайский край (как субъект Российской Федерации) и муниципальные образования Алтайского края (в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации), поэтому если Вы решили продать земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, первым делом о своем намерении Вы должны известить высший исполнительный орган государственной власти Алтайского края либо орган местного самоуправления.

Извещение составляется в письменной форме, в нем обязательно указывается цена, размер, местоположение земельного участка и срок, до истечения которого должен быть осуществлен взаимный расчет, и вручается под расписку или направляется заказным письмом с уведомлением о вручении. Если в течение 30 дней со дня поступления извещения органы, обладающие преимущественным правом покупки, откажутся от покупки либо не уведомят (в письменной форме) Вас — продавца земельного участка о своей готовности приобрести Ваш земельный участок, Вы в течение года вправе продать его по цене не ниже той, которую Вы указали в извещении. Если вдруг решите продать земельный участок по более низкой цене, чем заявили ранее, или изменить существенные условия договора купли-продажи, по которому отчуждаете (продаете) земельный участок, Вам нужно будет заново пройти этапы процедуры соблюдения преимущественного права покупки.

Приведенный порядок распространяется на случаи продажи не только целого земельного участка сельскохозяйственного назначения, но и доли (части) в праве общей собственности на такой земельный участок, находящийся в единоличной собственности продавца (как «первой», так и «оставшейся» после ранее отчужденной доли/долей).

Как все мы знаем, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения отчуждаются не только по сделке купли-продажи.

«В практической жизни часто встречаются случаи, когда земельный участок отчуждается на основании других возмездных сделок — по договору мены или в качестве отступного», — отмечает заместитель руководителя Управления Росреестра по Алтайскому краю Елена Бандурова. Сразу встает вопрос: если это не сделка по купле-продаже, нужно ли соблюдать процедуру преимущественного права покупки? Сейчас разберемся.

Так как к договору мены применяются правила о купле-продаже, а отступное, по которому происходит передача права собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения на возмездной основе, квалифицируется как договор купли-продажи, процедуру преимущественного права покупки при отчуждении такого земельного участка по договору мены или в качестве отступного также нужно соблюдать.

Обращаем внимание, что сделка, совершенная без соблюдения процедуры преимущественного права покупки, признается ничтожной, и, как следствие, в Росреестре будет отказано в регистрации перехода права собственности.

Сельхозземли: первым делом извещаем, затем продаем

Алтайский край — место, где сельскохозяйственные аграрии могут развиваться и расширять свою деятельность. Здесь каждый день происходят сделки по продаже и обмену земельных участков сельскохозяйственного назначения. Если вы тоже планируете продать такой участок, то вам необходимо знать о процедуре преимущественного права покупки. Давайте разберемся подробнее.

Преимущественное право покупки земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения принадлежит Алтайскому краю и муниципальным образованиям этого региона. Поэтому, если вы решили продать такой участок, вам необходимо сначала уведомить высший исполнительный орган государственной власти Алтайского края или орган местного самоуправления о своем намерении.

Уведомление должно быть составлено в письменной форме и содержать информацию о цене, размере и местоположении участка, а также о сроке, до которого должен быть осуществлен взаимный расчет. Оно должно быть вручено под расписку или отправлено заказным письмом с уведомлением о вручении.

Если в течение 30 дней органы, обладающие преимущественным правом покупки, откажутся от покупки или не уведомят вас письменно о своей готовности приобрести участок, то вы в течение года имеете право продать его по цене, не ниже указанной в уведомлении.

Однако, если вы решите продать участок по более низкой цене или изменить существенные условия договора купли-продажи, вам придется пройти процедуру соблюдения преимущественного права покупки заново.

Этот порядок распространяется не только на продажу целого участка, но и на продажу доли в праве общей собственности на такой участок, находящийся в вашей единоличной собственности.

Важно отметить, что земельные участки сельскохозяйственного назначения могут быть отчуждены не только по сделке купли-продажи.

«В практической жизни часто встречаются случаи, когда земельный участок отчуждается на основании других возмездных сделок — по договору мены или в качестве отступного», — отмечает заместитель руководителя Управления Росреестра по Алтайскому краю Елена Бандурова.

В таких случаях также необходимо соблюдать процедуру преимущественного права покупки.

Так как к договору мены применяются правила о купле-продаже, а отступное, по которому происходит передача права собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения на возмездной основе, квалифицируется как договор купли-продажи, процедуру преимущественного права покупки при отчуждении такого земельного участка по договору мены или в качестве отступного также нужно соблюдать.

Строго соблюдайте эту процедуру, так как сделка, совершенная без ее соблюдения, будет признана ничтожной, и переход права собственности не будет зарегистрирован в Росреестре.

Вступили в силу измененияв антикоррупционное законодательство

Федеральным законом от 13 июня 2023 года № 258-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в антикоррупционное законодательство, в частности, – в Федеральный закон от 25 декабря 2008 года «О противодействии коррупции».

Новые нормы направлены на совершенствование порядка проведения проверок достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, соблюдения запретов и ограничений, исполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции,
в случае увольнения (прекращения полномочий) лица, на которое были распространены соответствующие антикоррупционные стандарты.

Так, в случае увольнения проверяемого гражданского служащего после завершения антикоррупционной проверки и до принятия решения о применении
к нему взыскания за коррупционное правонарушение либо в ходе осуществления антикоррупционной проверки проверочные материалы должны быть направлены
в прокуратуру.

Установлено, что в случае, если антикоррупционная проверка не завершена
в связи с увольнением проверяемого лица, прокуроры принимают решение
об осуществлении проверки достоверности и полноты представленных указанным проверяющим лицом сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и (или) соблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и (или) исполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а кроме того – при наличии к тому оснований – проверки законности получения денежных средств.

Также предусмотрена возможность обращения прокуроров в установленном порядке в суд с заявлением об изменении основания и формулировки увольнения (прекращения полномочий) проверяемого лица. В случае удовлетворения данного обращения соответствующие изменения будут внесены, а сведения об увольнении (прекращении полномочий) за совершение коррупционного правонарушения в связи с утратой доверия будут включены в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия, предусмотренный статьей 15 Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Приведенные нормоположения вступили в законную силу с 13 июня 2023 года.