Новости

В службе судебных приставов Алтайского края напоминают: у должников намного больше законных прав, чем они считают

На федеральном уровне уделяется большое внимание вопросу защиты законных прав должников. Тем не менее, коллекторские агентства – как официальные, так и «подпольные» – все еще слишком часто нарушают законодательство и используют запрещенные, порой негуманные способы давления на граждан.

На переднем крае борьбы с подобными практиками стоит служба судебных приставов. В интервью заместитель руководителя Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю – заместитель главного судебного пристава Алтайского края полковник внутренней службы Сергей Пекарев рассказал, каким образом служба контролирует работу коллекторов, что грозит недобросовестным взыскателям долгов и как одно письмо может оградить должника от навязчивых звонков и непрошенных гостей.

— Сергей Валерьевич, в сферу ответственности судебных приставов входит и контроль за деятельностью коллекторских агентств. Каким образом служба судебных приставов регулирует работу коллекторов?

— Обязанность по контролю, ведению госреестра юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности – то есть коллекторских агентств, с 1 января 2017 года возложена на Федеральную службу судебных приставов.

Работу коллекторов, кредиторов регламентирует федеральный закон 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности». При необходимости граждане могут подать жалобу или обращение в наше Главное управление. Мы проведем соответствующую проверку, установим факты нарушения, вынесем предписание.

— Какие организации имеют право заниматься взысканием долгов?

— В Федеральном законе № 230-ФЗ указано, что с должником могут взаимодействовать только кредитор или «лицо, действующее от его имени или в его интересах».

Коллекторские организации должны быть зарегистрированы на территории Российской Федерации и обязаны быть внесены в государственный реестр, который ведет ФССП России. При этом коллекторы обязаны подать в ФССП пакет документов и оплатить госпошлину в размере 100 тысяч рублей, а также выполнить иные требования указанного федерального закона.

Отдельно отмечу, что этот закон устанавливает правовые основы деятельности по возврату просроченной задолженности должников физических лиц и распространяется не только на коллекторские организации, но и на кредитные организации, микрофинансовые организации.

— Сколько коллекторских агентств зарегистрировано в Алтайском крае, где можно увидеть их перечень?

На сегодняшний день в Алтайском крае 4 зарегистрированных и включенных в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности.

С полным перечнем зарегистрированных в России организаций можно ознакомиться на официальном интернет-сайте Федеральной службы судебных приставов в подразделе «Сведения, содержащиеся в государственном реестре юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности» раздела «Сервисы». В настоящее время данный перечень включает 448 (по состоянию на 14.04.23г.) организаций.

— Часто ли обращаются граждане в службу судебных приставов с жалобами на противоправные действия коллекторских агентств?

— В прошлом году Главным управлением принято к рассмотрению 77 обращений граждан на неправомерные действия коллекторов. За первый квартал текущего года – уже 15. В основном жители области жалуются на превышение количества телефонных звонков, текстовых сообщений, на контакты с третьими лицами – родственниками, друзьями, соседями.

Кроме того, беспокойство граждан вызывает некорректное поведение во время разговоров, оказание психологического давления, в том числе введение в заблуждение относительно последствий неисполнения обязательства для должника. Порой коллекторы угрожают возможностью применения к должнику мер административного и уголовно-процессуального воздействия и уголовного преследования.

— Расскажите подробнее о том, каким образом по закону коллекторские агентства должны взаимодействовать с должниками?

Контакты коллектора с должником должны быть предельно корректными. Исключаются причинение вреда должнику, применение физической силы или какие‑либо угрозы в его адрес, психологическое давление, использование выражений и действий, унижающих честь и достоинство должника, уничтожение или повреждение имущества либо угроза таких уничтожений или повреждений и тому подобное.

В качестве способов взаимодействия законом предусмотрены личные встречи, телефонные переговоры, телеграфные сообщения, текстовые, голосовые и иные сообщения, передаваемые по сетям электросвязи, почтовые отправления по месту жительства или месту пребывания должника.

При этом коллекторы и кредиторы не могут беспокоить должника с 22 до 8 часов в рабочие дни и с 20 до 9 часов в выходные. Кроме того, коллекторов обязали официально представляться и давать свои координаты. Количество телефонных звонков не может превышать одного в сутки, двух в неделю и восьми в месяц. Личные встречи можно проводить только один раз в неделю.

— Какая ответственность для коллекторов предусмотрена?

Если законодательство нарушает агентство, включенное в госреестр, ему грозит штраф от 50 до 500 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. Санкция для лица, не включенного в реестр, более серьезная – наложение административного штрафа до 2 миллионов рублей.

Добавлю, что в рамках федерального государственного надзора в отношении коллекторских агентств также проводятся плановые и внеплановые проверки, с учетом положений постановления Правительства РФ от 10.03.2022 № 336.

Кроме того, с июня 2021 года внесены изменения в КоАП. Они увеличили размер штрафа за нарушение кредитором или лицом, действующим от его имени и (или) в его интересах, федерального законодательства о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности.

В соответствии с изменениями, административной ответственности за такие нарушения теперь подлежат и банки. Размер административного штрафа установлен для граждан в сумме от 5 до 50 тысяч рублей, для должностных лиц – от 20 до 200 тысяч рублей (либо дисквалификация на срок от 6 месяцев до 1 года), для юридических лиц – от 50 до 500 тысяч рублей.

Указанный закон направлен на усиление защиты прав граждан от недобросовестных действий при осуществлении возврата просроченной задолженности. Важным новшеством также является передача полномочий по рассмотрению дел об административном правонарушениях в данной области должностным лицам ФССП.

— В текущем году были случаи привлечения коллекторских агентств к административной ответственности?

В 2022 году отделом ведения государственного реестра и контроля за деятельностью юридических лиц, осуществляющих функции по возврату просроченной задолженности, Главного управления составлено 70 протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.57 КоАП РФ «Нарушение требований законодательства о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности».

В число нарушителей попали 32 микрофинансовых организации, 34 кредитных организации и 4 коллекторских агентства, включенных в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности.

По каждому из 60-ти рассмотренных уполномоченным должностным лицом Главного управления  дел назначено наказание – в сумме вынесено штрафов на 3 млн. 525 тыс. рублей, постановления вступили в законную силу. Работа продолжается. В текущем году составлено 20 протоколов, из них  7 в отношении микрофинансовых организаций и 13 кредитных организаций. Уполномоченным должностным лицом Главного управления за 3 месяца 2023 года рассмотрено 16 дел об административном правонарушении по ст. 14.57 КоАП РФ, общая сумма штрафа составила 1 080 тыс. рублей.

— Какие ограничения установлены законодательством при взаимодействии с должником?

В соответствии с законом № 230-ФЗ, взаимодействие с должником, направленное на возврат просроченной задолженности, вправе осуществлять только кредитор, в том числе и новый, если к нему перешло право требования.

Также взыскивать долг может лицо, действующее от имени и в интересах кредитора, – но только в том случае, если оно является кредитной организацией или лицом, осуществляющим деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности и включенным в государственный реестр.

При этом законом не допускается привлечение к взаимодействию с должником лиц, имеющих неснятую или непогашенную судимость за преступления против личности, преступления в сфере экономики или преступления против государственной власти и общественной безопасности.

Также не смогут взыскивать средства лица, находящиеся за пределами России, и те, кому для выполнения этих действий понадобится использовать международную телефонную связь или передавать сообщения из-за границы.

— С кем коллекторские агентства не имеют право взаимодействовать?

Не допускается непосредственное взаимодействие с должником, который признан банкротом или в отношении которого введена процедура реструктуризации долгов. Кроме того, коллекторам запрещено контактировать с недееспособными гражданами, больными, находящимися на стационарном лечении, с инвалидами первой группы и несовершеннолетними (кроме эмансипированных).

Еще одно четкое ограничение – письменный отказ, предоставленный должником. На это хотелось бы обратить особое внимание: у гражданина есть возможность отказаться от общения с коллекторами. Для этого нужно отправить письменный отказ через нотариуса или по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по указанному адресу коллекторского агентства.

Согласно ст. 8 Закона № 230-ФЗ должник, не ранее чем через четыре месяца с даты возникновения просрочки исполнения обязательств, вправе направить кредитору и (или) лицу, действующему от его имени и (или) в его интересах, заявление об отказе от взаимодействия, образец соответствующего заявления, размещен в сети Интернет на сайте ФССП России во вкладках «Документы/Нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность  ФССП России/Акты Федеральной службы судебных приставов».

Если звонки и другие действия после этого не прекратятся – обращайтесь в службу судебных приставов.

— Если положения закона нарушаются, куда обращаться жителям Алтайского края?

Обращаться необходимо ваппарат Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю по адресу: г. Барнаул,                        ул. Пушкина, 17. Здесь работают специалисты отдела ведения государственного реестра и контроля за деятельностью юридических лиц, осуществляющих функции по возврату просроченной задолженности.

Граждане имеют возможность направить письменное обращение посредством почтового отправления, а также подать электронное обращение с помощью сервиса «Интернет-приемная», функционирующего на официальном сайте Главного управления.

В случае поступления угроз от коллекторов, мы рекомендуем гражданам записывать все разговоры на диктофон. Предупредите коллектора, что разговор записывается. Самое главное – не сообщать личной информации о себе и своих родственниках. Потребуйте от собеседника представиться, назвать точные данные местонахождения агентства, при личной встрече требуйте предъявить документы и фиксируйте беседу на видео. Если Вам звонят слишком часто или в ночное время, фиксируйте точное время звонков, обратитесь к своему оператору сотовой связи за детализацией звонков, содержащей время звонков и номера абонентов.

Необходимо всеми возможными способами зафиксировать противоправные действия коллекторов – это позволит провести более полную, всестороннюю и объективную проверку.

— И в завершении разговора еще один вопрос. Если у граждан возникают вопросы, входящие в компетенцию службы судебных приставов, куда им обращаться?

— На официальном сайте ФССП России функционирует ряд интерактивных сервисов, с помощью которых в любое время можно узнать о наличии задолженности и оплатить ее своевременно, записаться на личный прием к должностным лицам ведомства, получить разъяснения в сфере принудительного исполнения, а также подать обращение, заявление, ходатайство или жалобу в электронном виде без посещения судебного пристава (http://r22.fssp.gov.ru/ ). Кроме того, работает группа телефонного обслуживания по номеру 8 (3852) 29-59-38 и голосовой бот Полина 8-800-303-00-00.

Подготовлено пресс-службой Главного управления ФССП России по Алтайскому краю.