Человек и общество

Мой долг – Родину защищать!

В День памяти и скорби 22 июня вспоминаем всех, кто подарил мир в далёком 45-м. Сейчас наши защитники сражаются на СВО. Семён Ангаков из села Кабаково временно выбыл из строя по ранению. Но намерен вернуться туда, где нужна сила настоящих мужчин.

По зову сердца

На первый взгляд Семён ещё мальчишка. Стройный, с улыбкой. А если призадуматься, перед нами доблестный воин, переживший минно-взрывное ранение, контузию, черепно-мозговую травму. Полгода в госпитале. И снова: «Служу России!». Но только вместо наводчика-оператора танка стал ведущим специалистом по мобилизационной работе Алейского военного комиссариата.

Он ушёл на фронт по зову сердца. Ведь юности свойственен горячий пыл души.

– В армии надо служить, – отчеканил участник спецоперации. – Это долг каждого мужчины. Ты гражданин России! Настраиваю призывников, и они с уверенностью вступают в ряды Вооружённых сил. Патриотизм – очень здорово! Если придут бандиты и будут убивать, сможешь ли ты защитить свою семью?

Наш герой родился в Алейском районе в Борихе. С дошкольного возраста Семён жил в отчем доме в Кабаково. После школы не тратил время на раздумья, какой выбрать жизненный путь.  В 2022 году заключил контракт с 47-й танковой дивизией, дислоцирующейся     в селе Мулино Нижегородской области, и отправился в зону специальной военной операции. Три месяца «учёбки», и сибиряк Ангаков с позывным «Барнаул» (потому что он единственный был с Алтайского края среди москвичей) стал наводчиком-оператором танка Т-72 и Т-80.

Экипаж машины боевой

Второго ноября 2022 года Семён Ангаков вместе с боевыми товарищами пересёк границу.

– Заехал на территорию Украины, – рассказывает боец. – В начале были под Сватово, потом продвигались ближе к Купянску, где получил ранение. Тридцать первого мая 2023 года наступил на «Лепесток», противопехотную мину, запрещённую к использованию. Она в форме бабочки и её сложно обнаружить на местности.

В это время шли ожесточённые бои. Российские войска перешли в наступление. ВСУ несли большие потери. В истории СВО это сражение получило название «Купянская мясорубка».

– Страшно было, – не играет в героя Семён Ангаков. – А потом ко всему привыкаешь. Обстрел, как в порядке вещей. Сначала где-то испугался. После понимаешь: если свистит, значит, не к тебе летит. Запомнился первый бой. Миномётный обстрел. Выехали, отработали задание. При возвращении с огневых позиций нас заметили с разведывательного коптера. Стали прибавлять газу, но машина подвела, заглохла. Двигатель кое-как завели. И только отъехали, на это место прилетел снаряд.

Так неисправность топливного фильтра могла стоить танковому экипажу жизни. Иногда подкрадывалась мысль: устал, всё бросить. Тяжело давалось учение: запомнить основное в танке, назубок выучить систему управления. Боец должен в совершенстве усвоить военное дело, чтобы автоматически выполнять любую задачу.

Семён Ангаков не пожалел, что выбрал путь военнослужащего. И он никогда не бросил бы своих ребят, да вот ранение выбило из колеи.

– Серёга из нашего экипажа в госпитале, Диман воюет, в штурмовиках, – задумчиво произносит участник СВО.               – С боевыми товарищами мы как братья, будто знакомы много лет. Делились всем. Общаемся и сейчас. Доброволец из Азербайджана спас меня с поля боя. Взял и понёс на себе, раненого. Он уехал на родину. Имени его я не помню.

– При желании могу вернуться в зону СВО. Но нет возможности, – вздыхает Семён. – Реабилитация длится один год. Если понадобится помощь, готов поехать снова.

Возвращайся!

Друзья из 47-й танковой дивизии остались там, где идут жаркие бои. А дома, в Алейском районе, своего защитника ждала семья: родители – сельские труженики, брат, сестрёнка. И любимая девушка.

Когда он собирался на СВО, маме не сказал об этом. А беременной невесте вымолвил:

– Я завтра уезжаю.

Слёзы.

– Всё будет нормально! – уверил плачущую девушку парень. И слово своё сдержал. В отпуск приехал – расписались.          И сын родился. По-мужски, чтобы не расстраивать маму, снова скрыл правду:

– Я не на СВО.

И возвращался туда, где идёт бой. Брал в руки автомат АК-74 складной, укороченный. Как наводчик-оператор танка 122-го калибра по координатам отрабатывал, выезжал с ребятами.

На пороге лета 2023 года военная жизнь осталась только в воспоминаниях. Эвакуация. Полевой госпиталь. Первая помощь. Раненого Ангакова направили самолетом санавиации через Сватово, Белгород. Потом в Москву, в Центральный военно-клинический госпиталь им А. А. Вишневского. Филиал № 3 в городе Одинцово Московской области. Но и здесь война напоминала о себе. Шла атака дронами. Раненые вздрагивали: начались взрывы? И никто из них с тех пор не любит праздничное зрелище из салютов  и фейерверков.

Операцию сделали только через   20 дней. Ждали, когда спадёт опухоль.    В борьбе за жизнь опять ждали, когда нарастёт кожа. После чего протезирование и возвращение домой.

Ирина Симонова, Виталий Субботин (фото).