Человек и общество

Непокорённый Ленинград

Голод, холод, смерти и бомбёжки… – почти 900 дней нечеловеческого страха, страданий и боли. В этом году 27 января Россия отметит 80 лет со дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Среди жителей города-героя были дети и взрослые, для которых Алейск и Алейский район стали второй родиной. А ещё воины-сибиряки героически сражались за свободу города на Неве.

В кольце блокады

Сколько титанических усилий было предпринято, чтобы город выстоял и победил! Это заслуги самих ленинградцев, которые в тылу, умирая от голода, на заводах ковали Победу. Это мужественные защитники-воины, по крупицам приближавшие прорыв осажденного города. До юбилея снятия блокады никто из алейчан, кого коснулась военная летопись прославленного Ленинграда, не дожил. В Алтайском крае таких осталось 132 человека.

Историческую правду о тех событиях хранит Алейский историко-краеведческий музей. Документальные материалы рассказывают о хронике 40-х годов. Среди воспоминаний мы нашли отрывки из биографии жителя города Алейска Александра Александровича Циалова. Многие алейчане его помнят как главного инженера Алейского сахарного завода. Другая страница его жизни – это малая родина, Ленинград. Вот что он в свое время рассказал музееведам.

«Родился в городе Ленинграде. Отец окончил артиллерийскую академию, при Советской власти работал в ОсТехБюро. Это Особое техническое бюро по военным изобретениям специального назначения. Мать – учительница. Я окончил Ленинградский политехнический институт, после был направлен в город  Калинин (ныне город Тверь), где работал на Каменском вагоностроительном заводе и ждал повестки в армию на действительную службу, но так и не дождался. Чтобы не быть дезертиром, взял отпуск за свой счёт и поехал в Ленинград, чтобы найти своё военное дело. Нашёл его в институте, где учился. Так и решил остаться в Ленинграде.

Начал работать на Ленинградском заводе «Кировец» в 1937 году. В Финскую войну тоже работал там же. Мне был выдан специальный разовый листок «до особого распоряжения». Вскоре был взят в действующую армию, там и встретил июнь 1941 года.

Вскоре был отозван из армии на свой родной завод, который во время войны выпускал и ремонтировал танки и выполнял специальные задания для фронта. Завод работал только по ночам, идти  до него надо было пешком восемь километров, начиналась блокада Ленинграда. Об этом очень трудно вспоминать.

Люди умирали от голода и холода. У нас был недостроенный цех, туда и сносили трупы умерших людей и складывали их штабелями. По весне вывезли и захоронили в братской могиле на Пискарёвском кладбище.

Работа в цехах была трудная, многие погибали. Вспоминается такой случай. Танки, которые прибывают с фронта, прежде чем встать на конвейер, мойщица промывает внутри керосином. А тут вместо керосина по ошибке взяла ведро с бензином. А рядом сборщик решил подшлифовать деталь. Искра попала на танк, он разом вспыхнул и человек за несколько минут сгорел.

Кусочек рафинада

Конечно, давал знать о себе и голод. Получив свой паёк хлеба, я почти весь отдавал его матери, она была очень слабая. А сам перебивался. Однажды, отодвинув дома буфет, мы обнаружили там  пачку сахара-рафинада, как-то нечаянно завалявшегося с лучших времён.

Так вот, как иду на работу, до завода как я уже говорил, было восемь километров, и тем более ночью беру кусочек сахара. Когда устану, съем кусочек, посижу минут десять, сахар быстро восстанавливает силы, и тогда я иду дальше.

Потом нас перевели на казарменное положение, кормили хорошо, так нам казалось. На воскресенье отпускали домой, так я в субботу не ужинал, в воскресенье не завтракал, всё выливал в баночку и уносил матери.

Однажды в воскресенье забрал баночку с едой и отправился домой к маме. Как всегда, шёл одним путём по бровке тротуара. Только свернул в переулок, как раздался оглушительный взрыв, а утром в понедельник, идя на работу, обнаружил на том месте, где шёл, глубокую воронку. Пройди я чуть позже, то меня бы уже не было в живых.

Вспоминается ещё один случай. Обнаружили мы на заводе бочку натуральной олифы, в состав которой входило и конопляное масло. Мы разливали его на сковородку и выпаривали до тех пор, пока на ней не оставался чёрный островок олифы. Тогда быстро снимали сковородку с огня и кидали туда кусочки хлеба, он становился жирным и считался у нас деликатесом.

За рассказ о Ленинграде – тюрьма

Я оставался в Ленинграде до тех пор, пока не стали эвакуироваться из города, мама была сильно больная. Мне пришлось эвакуироваться вместе с ней через Ладожское озеро. И мы прибыли на Алтай в 1942 году.

Работал в Плотавской МТС сначала механиком, затем заведующим курсами трактористов. МТС имела определённое количество людей. И лишний человек для них был в тягость, потому что кого-то из них могли отправить на фронт. Нашлись люди, которые боялись за свою жизнь и написали на меня донос, как говорили раньше, за антисоветскую агитацию. Конечно, мне приходилось разговаривать с людьми, рассказывать им о блокаде Ленинграда. Но, а люди где-то что-то добавили, приукрасили маленько. И с 1943 года по 1951 год отбывал наказание за антисоветскую агитацию.

Освободился в 1951 году, пришёл на Алейский сахарный завод. Вижу, они мнутся, принимать меня или не принимать. Пришлось обратиться за помощью в Алейское КГБ. Там мне написали справку, и меня буквально за 15 минут оформили на работу.

Сначала трудился заведующим мехмастерскими, начальником ТЭЦ, главным механиком, а затем главным инженером Алейского сахарного завода. По уходу на пенсию в 1972 году работал   в техотделе. Здесь же, в Алейске, познакомился с Анастасией, участницей войны. И в 1956 году мы оформили свой брак». Началась другая жизнь.

Жаркие бои

Пока одна часть жителей Ленинграда была в эвакуации, другие жили, работали, спасали детей, стариков, обессиливших от голода людей. Не менее величественен подвиг солдат, отстоявших город от захватчиков. Среди тех, кто стоял насмерть, были наши земляки.

Героической оказалась судьба Григория Семёновича Волкова. Война застала его в Заполярье, где он проходил службу. Попал в 41-ю армию, в одну из танковых частей. Позже его направили  в Ленинград, где вскоре, защищая город Пушкин, он получил ранение. После госпиталя воин вернулся в свою часть, которую тогда перебросили под Москву. Участвовал в освобождении Праги.  Победу встречал в Берлине. За боевые заслуги имеет многочисленные награды, несколько медалей. После войны защитник вернулся в Алтайский край, в село Романово. Позже переехал в Алейск. Работал начальником газонаполнительной станции.

Нелёгким был путь Татьяны Акимовны Грузиной. Она закончила в Новосибирске курсы телеграфистов. В апреле 1943 года попала на Ленинградский фронт в 13-й полк связи. Было ей в ту пору всего 19 лет. Служила телеграфистка при штабе, принимала шифровки. Как и другие солдаты, часто попадала под обстрелы и бомбёжки. Победа застала её в Таллине. После войны вернулась в Алейск, 27 лет проработала телеграфисткой. Имела награды «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией».

Блокада стала эпизодом и в жизни Прокопия Абрамовича Матвейко. Когда началась Великая Отечественная война, он работал на Алейском мелькомбинате. Так он вспоминал:

– Год был по броне. В июле 1942 года меня забрали в блокаду под Ленинград. Одиннадцать месяцев там я был. И меня ранило. В Ленинграде лежал в госпитале два месяца. После лечения меня отправили брать город Нарва в Эстонию. Там нас разбили, город не взяли, войсковую часть расформировали, так как нас оставалось мало. Отправили в Финляндию. Финляндия капитулировала.  В Пруссии меня ранило в обе руки. Опять в госпиталь на два месяца. 7 ноября 1945 года ночью приехал в Алейск. Пошёл вновь на завод. Работал откатчиком, выбойщиком, помощником обойщика, вальцевым, замначальника цеха, начальником цеха мукомольного, после главным технологом. И на пенсию пошёл, но ещё пять лет работал.

 Славный защитник Родины и труженик Прокопий Абрамович Матвейко награждён орденом, медалями, в том числе «За отвагу», «За боевые заслуги», «За оборону Ленинграда».

Война коснулась и Николая Ивановича Петрова. Вначале он находился в распоряжении Ставки и резерва Верховного главнокомандования. Николай Иванович воевал под Ленинградом, освобождал Прагу, брал Берлин. Девятое мая 1945 года встретил в Берлине, в этот же день расписался на здании рейхстага. Закончил войну в мае в Австрии. После демобилизации приехал в Алейск.

Память сохраним

Прошло уже много лет, но подвиг ленинградцев останется в веках в памяти народной. Через краеведческие часы, уроки мужества современная молодежь узнает о своих потомках. Казалось бы, что общего у маленького города Алейска с таким историческим городом? Их объединила блокада Ленинграда. Когда чудом выживших ленинградцев через Дорогу жизни эвакуировали в тыл, многие приехали на Алтай. Оказались они и в нашем городе. В военной биографии Алейска был ленинградский детский дом, десятки эвакуированных ленинградцев нашли здесь приют.

В последнее время в городе проживали жители блокадного Ленинграда Лидия Григорьевна Горохова и Иван Михайлович Фёдоров.

Иван Михайлович Фёдоров родился в Ленинграде в 1937 году. До 1943 года находился в блокадном городе. Помнит, что их сначала посадили на корабль, затем на лошадях везли куда-то через бор. Так они оказались в Ивановской области в городе Кинешма. Находился он там в детском доме до 1952 года. Затем уехал на Алтай.

Блокада была прервана силами Волховского и Ленинградского фронтов. Это означало полный крах планов Гитлера по захвату города. Советскому народу победа досталась нелегко. За время блокады Ленинграда погибли сотни тысяч человек. Прошло 80 лет. Выросло не одно поколение, которое никогда не знало ужасов войны, но подвиг, совершенный ленинградцами в годы блокады, навсегда останется в нашей памяти, названиях улиц, площадей, величественных мемориальных комплексах.

Священное место для каждого ленинградца – Пискарёвское мемориальное кладбище. Здесь похоронены сотни тысяч защитников и жителей города, погибших в годы блокады. Скорбная тишина стоит над длинными холмами братских могил. Там горит вечный огонь. Никто не забыт и ничто не забыто.

Ирина Симонова, коллаж Виталия Субботина.