Новости

Новости Росреестра

Управление Росреестра по Алтайскому краю приняло участие во всероссийской «горячей линии» по вопросам государственной регистрации прав на недвижимость, приуроченной к 15-летию Росреестра. Публикуем наиболее частые ответы.

ВОПРОС: Как оформить в «упрощенном порядке» индивидуальный жилой дом?

ОТВЕТ: Согласно положениям части 12 статьи 70 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ) до 01.03.2031 государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на объект индивидуального жилищного строительства, созданный на земельном участке, предназначенном для ведения гражданами садоводства, для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством своей деятельности, осуществляются на основании:

  • технического плана, подготовленного на основании проектной документации (при ее наличии) или декларации об объекте недвижимости (формы технического плана, декларации об объекте недвижимости, требования к подготовке таких документов и состав содержащихся в них сведений утверждены действующими в настоящее время приказами Росреестра от 15.03.2022 N П/0082, от 04.03.2022 N П/0072);
  • правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен жилой дом (представление которого в орган регистрации прав не требуется, если право собственности заявителя на этот земельный участок зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости).

Для целей выполнения кадастровых работ – подготовки технического плана объекта индивидуального жилищного строительства и осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на такой объект  до 01.03.2031 не требуется наличие уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, уведомления об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.

«Упрощенный» порядок может применяться в отношении жилого дома, независимо от того, когда было осуществлено строительство объекта, было или не было получено ранее разрешение на строительство, направлено или не направлено уведомление о планируемом строительстве или реконструкции указанного объекта. Застройщик (правообладатель соответствующего земельного участка) вправе самостоятельно выбирать, в каком порядке оформлять жилой дом: в «упрощенном» порядке в соответствии с частью 12 статьи 70 Закона № 218-ФЗ или в уведомительном порядке в соответствии со статьей 51.1 и частями 16 – 21 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ.

ВОПРОС: Как снять с кадастрового учета разрушенный дом

ОТВЕТ: с 04.08.2018 Градостроительный кодекс РФ дополнен новой главой 6.4 «Снос объектов капитального строительства», в соответствии с которой при осуществлении сноса собственник объекта недвижимости обязан направить в соответствующий орган местного самоуправления уведомление о планируемом сносе здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, а после завершения сноса, направить уведомление о его завершении. Это можно сделать через МФЦ либо непосредственно обратившись в соответствующий орган местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимости. Уведомительный порядок не распространяется на объекты, снесенные до 04.08.2018.

После фактического сноса жилого дома заинтересованному лицу необходимо заключить договор с кадастровым инженером для подготовки акта обследования, удостоверяющего прекращение существования объекта недвижимости.

Для снятия с кадастрового учета и прекращения права на жилой дом в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН) необходимо обратиться в МФЦ со следующими документами:

  • заявление о снятии здания жилого дома с кадастрового учета. Такое заявление вправе представить собственник здания или собственник земельного участка, на котором был расположен дом, либо его представитель на основании нотариально удостоверенной доверенности. Если объект недвижимости находится в общей долевой собственности, то заявление подается всеми правообладателями.
  • Если в отношении объекта недвижимости в ЕГРН зарегистрировано право собственности, то подается заявление о снятии с кадастрового учета и о регистрации прекращения права собственности.
  • документ, удостоверяющий личность заявителя или представителя заявителя;
  • в случае, если права на разрушенный объект возникли до 01.01.1998 и не зарегистрированы в ЕГРН дополнительно представляются правоустанавливающие документы на объект недвижимости, подлежащий снятию с кадастрового учета;
  • акт обследования, подтверждающий прекращение существования объекта недвижимости. Такой акт обследования составляется кадастровым инженером по результатам осмотра разрушенного дома. Акт обследования не требуется в случае, если отсутствие существования здания установлено решением суда, вступившим в законную силу.

В результате проведения учетных действий заявителю или его представителю будет выдана выписка из ЕГРН, содержащая внесенные в государственный реестр сведения о прекращении существования объекта недвижимости.

ВОПРОС: Является ли препятствием для оформления права на жилой дом наличие ограничений на земельный участок в связи с его расположением в границах охранной зоны линий электропередач (ЛЭП).

ОТВЕТ: согласно статье 56 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) права на землю могут быть ограничены, в том числе в связи с установлением зон с особыми условиями использования территорий (далее – ЗОУИТ).

В соответствии с положениями ст. 104 ЗК РФ ЗОУИТ устанавливаются, в том числе в целях безопасности эксплуатации объектов транспорта, связи, энергетики, объектов обороны страны и безопасности государства.

В этой связи в границах ЗОУИТ устанавливаются ограничения использования земельных участков, которые распространяются на все, что находится над и под поверхностью земель, и ограничивают или запрещают размещение и (или) использование расположенных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества и (или) ограничивают или запрещают использование земельных участков для осуществления иных видов деятельности, которые несовместимы с целями установления зон с особыми условиями использования территорий.

При этом, земельные участки, включенные в границы ЗОУИТ, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Виды ЗОУИТ определены в статье 105 ЗК РФ. К числу ЗОУИТ отнесена в том числе охранная зона объектов электроэнергетики (объектов электросетевого хозяйства и объектов по производству электрической энергии).

Ограничения на совершение сделок и переходов прав на находящиеся в границах ЗОУИТ земельные участки с расположенными на них жилыми домами или иными объектами недвижимости, права на которые зарегистрированы в ЕГРН, отсутствуют. Государственная регистрация прав на объекты недвижимости, расположенные в границах ЗОУИТ, по наследству, на основании сделок об отчуждении (купля-продажа, дарение и т.д.) осуществляется в общем порядке. Вместе с тем обязательным требованием к содержанию договора является указание в нем на наличие соответствующих ограничений, предусмотренных статьей 56 ЗК РФ.

В границах охранной зоны объектов электроэнергетики действуют ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства на основании Постановления Правительства РФ от 24.02.2009 N 160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах так их  зон» (вместе с «Правилами установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон») и без письменного решения о согласовании сетевых организаций (к которым относятся охраняемые объекты) запрещается осуществлять строительство.

До строительства (капитальный ремонт, реконструкция или снос) объекта недвижимости следует обратиться с заявлением за письменным решением о согласовании в сетевую организацию — Филиал ПАО «Россети Сибирь» — «Алтайэнерго.

ВОПРОС: Какие ограничения при продаже доли в праве собственности на жилое помещение имеются в соответствии с Законом № 310-ФЗ?

ОТВЕТ: 01.09.2022 вступил в силу Федеральный закон от 14.07.2022 N 310-ФЗ «О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Согласно изменениям, внесенным в Жилищный кодекс РФ, собственник жилого помещения (квартиры или дома) не вправе совершать действия, в результате которых появятся доли меньше шести кв.м. При этом обладателю доли в праве общей собственности запрещено дробить ее на более мелкие доли — меньше 6 кв. метров.

Указанные изменения касаются правоотношений, возникших после 1 сентября 2022 года. Закон не имеет обратной силы, поэтому если доля приобретена до 1 сентября 2022 года, собственник вправе ее продать, подарить, завещать.

Сделки, заключенные после 01.09.2022 с нарушением указанного правила, являются ничтожными.

Названные положения закона не применяются при возникновении права общей долевой собственности на жилое помещение в силу закона, в том числе в результате наследования по любому из оснований, а также в случаях приватизации жилых помещений. Кроме того, предусмотрено, что указанное правило не применяется для сделок, заключаемых в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (материнский (семейный) капитал)

ВОПРОС: Почему собственнику недвижимости следует внести в ЕГРН адрес своей электронной почты?

ОТВЕТ: Адрес электронной почты относится к дополнительным сведениям и вносится в Единый государственный реестр недвижимости по желанию собственника.

Благодаря наличию в ЕГРН электронной почты правообладатель может оперативно получить из Росреестра информацию о действиях с его недвижимостью.

По электронной почте Росреестр уведомит:

  • о поступлении пакета документов на регистрацию прав в отношении Вашей недвижимости (в том числе, если документы поступили в электронном виде);
  • о возврате документов в отношении Вашего имущества, представленных в электронном виде (при отсутствии в ЕГРН записи о возможности проведения электронной регистрации прав);
  • об исправлении в ЕГРН технических или реестровых ошибок по принадлежащим вам объектам недвижимости;
  • б изменении данных правообладателя, характеристик принадлежащих ему объектов недвижимости, если сведения о таких изменениях поступили в орган регистрации прав из уполномоченных органов государственной власти, органов местного самоуправления (к примеру, площади, адреса, кадастровой стоимости, паспортных данных и т.д.);
  • об аресте, запрете совершать сделки с недвижимостью в отношении Ваших объектов недвижимости;
  • о погашении регистрационной записи об ипотеке;
  • о включении Вашего земельного участка в границы зоны с особыми условиями использования территории;- о внесении в ЕГРН сведений о публичном сервитуте, установленном в отношении принадлежащего Вам земельного участка.

Кроме того, по электронной почте вы сможете оперативно получить информацию о статусе рассмотрения своих заявлений на получение государственных услуг Росреестра.

Так, ведомство обязательно проинформирует:

  • о результатах государственной кадастровой оценки в отношении принадлежащих вам объектов недвижимости;
  • о ходе рассмотрения вашего запроса о предоставлении сведений, содержащихся в ЕГРН;
  • о приостановлении, отказе, прекращении учетно-регистрационных действий или возврате без рассмотрения документов, представленных для учетно-регистрационных действий в отношении ваших объектов недвижимости и т.д.

В этой связи важно своевременно представлять в регистрирующий орган сведения об актуальном адресе электронной почты.

Представить контактные данные Управлению Росреестра по Алтайскому краю возможно, заполнив соответствующее заявление в любом офисе КАУ «МФЦ Алтайского края». За внесение указанных сведений государственная пошлина не взимается.

Две стороны одной границы

Установление границ земельного участка согласно действующему законодательству не является обязательным. При этом проведение такой процедуры правообладателями земельных участков является важным мероприятием, позволяющим избежать проблем в будущем. Наличие четко установленных границ позволяет без лишних проблем совершать с участком любые операции и сделки. Установленные и внесенные в Единый государственный реестр недвижимости сведения о местоположении границ земельного участка способствуют исключению многих юридических проблем, в том числе земельных споров между владельцами смежных участков. Это, можно сказать, основа добрососедских отношений, при том еще и закреплённая документально.

Установление и закрепление границ на местности осуществляется кадастровым инженером в рамках проведения кадастровых работ. В ходе кадастровых работ производятся замеры, определяются координаты границ и площадь земельного участка.

Как отмечает заместителя руководитель Управления Росреестра по Алтайскому края Елена Владимировна Бандурова: «Огромное количество конфликтов и судебных споров берут свое начало в ошибках, допущенных при проведении кадастровых работ и установлении границ земельных участков. Поэтому к выбору исполнителя кадастровых работ необходимо подойти с особой ответственностью».

Перед заключением договора на проведение кадастровых работ рекомендуем проверить сведения об их исполнителе в государственном реестре кадастровых инженеров на официальном сайте Росреестра.

Одним из ключевых моментов при уточнении границ земельного участка, предупреждающих возможность возникновения дальнейших проблем, является согласование его границ с соседями.

Предметом такого согласования является установленное при выполнении кадастровых работ местоположение границы земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего иному заинтересованному лицу земельного участка (местоположение смежных границ).

Кадастровый инженер проводит согласование местоположения уточняемых границ земельного участка и смежных с ним земельных участков с собственниками и пользователями указанных объектов недвижимости. Собственникам либо их представителям (при наличии нотариальной доверенности) направляется извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ на почтовый или электронный адрес. Также допускается согласование в индивидуальном порядке.

В случае наличия усиленной квалифицированной электронной подписи у всех заинтересованных лиц осуществить согласование местоположения границ земельных участков с заинтересованными лицами в индивидуальном порядке возможно в электронном виде. Такой способ согласования значительно упрощает задачу и позволяет осуществить процедуру согласования удаленно.

При этом также необходимо отметить, что по желанию заказчика кадастровых работ согласование местоположения границ может проводиться и с установлением границ земельных участков на местности. В таком случае необходимо обеспечить присутствие всех участвующих в согласовании лиц на собрании по месту расположения земельного участка, границы которого согласуются.

Проводить согласование с установлением границ земельных участков на местности целесообразно, когда подлежащее согласованию местоположение границ земельных участков не было ранее закреплено чем-либо на поворотных точках, например, границы не совпадают с линейными сооружениями (заборами, фасадами зданий, элементами дорожной сети и т.д.) или границы не проходят по «живым урочищам» (рекам, ручьям, водотокам, водоразделам и т.д.).

Установленное на местности и закрепленное в присутствии всех заинтересованных лиц местоположение границ земельного участка обеспечит ознакомление «воочию» с местоположением такой границы, и позволит избежать обвинений со стороны владельцев смежных земельных участков, что местоположение границ им было недостаточно ясно.

Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, либо если извещенное заинтересованное лицо или его представитель в установленный срок не выразили свое согласие посредством заверения личной подписью акта согласования местоположения границ, либо не представили свои возражения о местоположении границ в письменной форме с их обоснованием.

Подтверждением соблюдения кадастровым инженером порядка согласования будут являться содержащиеся в акте согласования местоположения границ земельного участка, подписи заинтересованных лиц, либо зафиксированные их возражения относительно местоположения границ.

Обращаем внимание, что наличие обоснованных возражений, оформленных в письменной форме, а также нарушение порядка согласования местоположения границ земельных участков является основанием для принятия государственным регистратором прав решения о приостановлении государственного кадастрового учета.

Результаты контрольно-надзорной деятельности за 12 месяцев 2022 г.

За 12 месяцев 2022 года Управлением Росреестра по Алтайскому краю проведено 5474 контрольных (надзорных) мероприятия без взаимодействия с контролируемыми лицами, в том числе 1337 выездных обследований и 4137 наблюдения за соблюдением обязательных требований; а также 9 плановых и 94 внеплановых контрольных (надзорных) мероприятия с взаимодействием с контролируемыми лицами. К последним относятся 4 рейдовых осмотра, 24 документарные и 75 выездных проверок.

По результатам мероприятий выявлено 58 нарушений земельного законодательства, в том числе 17 связанных с самовольным занятием земельных участков (ст. 7.1 КоАП РФ), 3 связанных с нецелевым использованием земельных участков (ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ), 36 связанных с неисполнением ранее выданных предписаний (ст. 19.5 КоАП РФ) и 2 связанных с иными нарушениями земельного законодательства. Также было выявлено 4577 признака нарушения земельного законодательства.

Всего за истекший период 2022 года мероприятия по федеральному государственному земельному контролю (надзору) были проведены в отношении земельных участков общей площадью свыше 361,39 тыс. га.

Особое внимание в 2022 году уделялось Управлением профилактике нарушения обязательных требований. Так в 2022 году объявлено в 17 раз больше предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований, чем за весь 2021 год (в 2022 году объявлено 4983 предостережения, в 2021 – 291).

Помимо объявления предостережений, государственными инспекторами Управления в 2022 году осуществлено 213 профилактических визитов, более 1500 консультирований по вопросам организации и осуществления федерального государственного земельного контроля (надзора), порядка осуществления контрольных (надзорных) мероприятий, порядка обжалования действий (бездействия) должностных лиц органа государственного надзора, получения информации о нормативных правовых актах (их отдельных положениях), содержащих обязательные требования по федеральному государственному земельному контролю (надзору).