Новости

Новости Росреестра

Межмуниципальный Алейский отдел Управления Росреестра по Алтайскому краю информирует о заседании общественного совета при Федеральной службе регистрации, кадастра и картографии, а также о погашении ипотеки.

Большой Общественный совет Росреестра с региональными Общественными советами и представителями профессиональных сообществ

23 ноября состоялось заседание Общественного совета при Федеральной службе регистрации, кадастра и картографии. В режиме видеоконференции в заседании приняли участие региональные Общественные советы страны.

Руководитель Управления Росреестра по Алтайскому краю Юрий Калашников так прокомментировал повестку совещания: «Программа заседания была очень насыщенной: обсуждались актуальные для отрасли темы и вопросы на примерах работы федерального и региональных общественных советов и их взаимодействия с другими структурами и ведомствами — Федеральной службой судебных приставов, Комиссией по развитию взаимодействия с профессиональными сообществами, застройщиками, кредитными и саморегулируемыми организациям. Кроме того, в рамках заседания прошел обмен опытом регионов по вопросам электронного взаимодействия, оспаривания кадастровой стоимости и новых возможностях сотрудничества между профессиональными сообществами и Управлением».

Заседание началось с приветственных обращений руководителя Росреестра Олега Скуфинского, председателя Общественного совета при Росреестре Александра Каньшина и секретаря Общественного совета при Росреестре, заместителя руководителя Росреестра Елены Мартыновой.

Далее участники совещания обсудили аспекты реализации госпрограммы «Национальная система пространственных данных» и проекта «Электронный государственный кадастровый учет за один день», а также внесенные в законы изменения, связанные с исключением оборота документарных закладных, закреплением за кадастровыми инженерами полномочий на представление документов для осуществления кадастрового учета и/или регистрации прав в электронном виде.

От нашего региона на совещании присутствовали члены Общественного совета при Росреестре Алтайского края: руководящий состав Управления Росреестра по Алтайскому краю под председательством Юрия Калашникова; председатель Общественного совета при Управлении Росреестра по Алтайскому краю, генеральный директор Ассоциации СРО «Алтайские строители» Зинаида Герасимович; председатель комитета Алтайской торгово-промышленной палаты по предпринимательству в строительной сфере, президент саморегулируемой организации НП «Союз риэлторов Барнаула и Алтая» Марина Ракина; исполнительный директор НП «Алтайский союз предпринимателей» Евгений Алейкин; директор Сибирского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» Олег Гуляев; профессор кафедры экономической географии и картографии Алтайского государственного университета Владимир Татаринцев, консультант аппарата Уполномоченного по правам человека в Алтайском крае Дмитрий Швайцер и руководитель общего отдела Алтайской краевой Нотариальной Палаты Оксана Ещенко.

«Лично мне сегодняшнее заседание дало  структурированные ответы на ряд вопросов в рамках текущих изменений законодательства», — отметила Председатель комитета Алтайской торгово-промышленной палаты по предпринимательству в строительной сфере, президент Саморегулируемой организации НП «Союз риэлторов Барнаула и Алтая» Марина Ракина. — «Мы адаптируем свой бизнес под изменения законодательства и развитие новых сервисов, поэтому важно понимать практические аспекты их реализации.  Формат «обмена опытом» регионов значительно ускоряет этот процесс».

По результатам заседания было принято решение о дальнейшем взаимодействии Общественных советов Росреестра и территориальных органов, в том числе в сфере опыта работы  с органами государственной власти и местного самоуправления, а также  о разработке Плана совместных заседаний Общественных советов Росреестра и территориальных органов на 2023 год.

Справка:

Общественный совет при Росреестре действует с 2010 года. Срок полномочий членов Совета составляет три года (сегодняшний Совет действует с 2021 года).

В состав Совета входят представители крупных общероссийских и межрегиональных общественных объединений, саморегулируемых организаций, бизнес — сообщества. Заседания Совета проводятся регулярно, в том числе в форме публичных слушаний с привлечением представителей некоммерческих организаций, крупного бизнеса и членов Научно-консультативного совета при Росреестре.

О чем важно не забыть после погашения ипотеки

В среднем, более 70% недвижимого имущества приобретается с использованием кредитных средств различных банков. Но для того, чтобы банк одобрил и выдал кредит, это самое недвижимое имущество нужно отдать ему в залог, как говорят обыватели — оформить ипотеку.

           Важно помнить, что запись об ипотеке вносится в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) вместе с записью о регистрации права собственности и подлежит снятию в установленном порядке, после чего жилье становится свободным от обременения.

            Итак, запомнили — после полного погашения ипотечного кредита, ограничение в виде ипотеки должно быть прекращено.

Здесь мы обратимся к ст. 25 Федерального закона от 16.07.1998 № 102-ФЗ (ред. от 30.04.2021) «Об ипотеке (залоге недвижимости)», которая регламентирует порядок и способы погашения регистрационной записи об ипотеке.

При полном погашении ипотеки заинтересованные лица (залогодатель, законный владелец закладной) должны обратиться в Управление Росреестра по Алтайскому краю посредством подачи заявления в МФЦ или ФГБУ «ФКП Росреестра», и выполнить установленные законом действия.

            Если закладная выдана не была, то запись об ипотеке может быть погашена на основании заявления банка-залогодержателя, либо совместного заявления собственника — залогодателя и банка. Также основанием для погашения записи об ипотеке может быть решение суда или арбитражного суда о прекращении ипотеки.

            Если закладная выдана, то заявление о погашении записи об ипотеке может подать собственник на основании закладной (с отметкой о погашении кредитных средств), или банк. Кроме того, это может быть совместное заявление банка и собственника. Документы и заявление на погашение записи об ипотеке представляются в МФЦ. Запись об ипотеке погашается Росреестром в течение трех рабочих дней с момента поступления документов.

            Хотелось бы обратить внимание на случай погашения регистрационной записи об ипотеке, когда ликвидирован залогодержатель, являющийся юридическим лицом. Ст.25.1 Закона гласит о том, что в случае ликвидации залогодержателя, являющегося юридическим лицом, регистрационная запись об ипотеке погашается на основании заявления залогодателя и выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, подтверждающей внесение в указанный реестр записи о ликвидации данного юридического лица.

           В данном случае, государственный регистратор, посредством электронных сервисов, запрашивает выписку из Единого государственного реестра юридических лиц. Если юридическое лицо ликвидировано, запись об ипотеке погашается на основании заявления залогодателя (собственника).

            Регистрационная запись об ипотеке может быть погашена и на основании решения суда или арбитражного суда о прекращении ипотеки в порядке, предусмотренном ст. 25 Закона.

            Дополнительно отмечаем, что за погашение регистрационной записи об ипотеке в соответствии с подпунктом 6 пункта 3 ст. 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина не уплачивается, на что, учитывая пункт 1 ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации, также указало Министерство финансов Российской Федерации.

            В октябре 2021 года вступили в силу изменения в закон о государственной регистрации недвижимости, в соответствии с которыми теперь Росреестр обязан уведомить залогодателя и залогодержателя о погашении регистрационной записи об ипотеке.

            Уведомление направляется только на адрес электронной почты заявителя.  Банки получают соответствующие сообщения в рамках взаимодействия с Росреестром посредством веб-сервисов.

           «Хотелось бы обратить внимание на то, что при подаче заявлений о государственной регистрации ограничений (обременений), необходимо указать информацию об адресе электронной почты заявителей, — добавила заместитель руководителя Управления Росреестра по Алтайскому краю Елена Бандурова. — «Эта информация поможет своевременно направить вам уведомление о погашении записи об ограничении, а также быть в курсе всех действий, совершаемых в отношении вашего объекта недвижимости».

           Чтобы проверить сведения о снятии записи об ипотеке, заявитель может самостоятельно получить выписку из ЕГРН, содержащую обновленные данные о жилом помещении. Это можно сделать с помощью электронных сервисов на сайте Росреестра, на сайте подведомственного ФГБУ «ФКП Росреестра», на портале Госуслуг, а также в офисах МФЦ.