НовостиЧеловек и общество

ОДН: общие, домашние, нужные

Иногда квитанция на оплату жилищно-коммунальных услуг неприятно удивляет жителей многоквартирных домов. Чаще всего вопросы возникают из-за строки «электроэнергия на ОДН». И вроде сама аббревиатура понятна и прозрачна – общедомовые нужды, но то, как формируются за них начисления, не совсем ясно.

Один на всех

Для начала давайте разберемся, что же такое ОДН. Многие думают, что ОДН – это плата за свет лампочки в подъезде, что в корне неверно. ОДН и места общего пользования (МОП) – не одно и то же.

Всю электроэнергию, поставленную в многоквартирный дом, фиксирует общедомовой счетчик. При выставлении счетов на оплату гарантирующий поставщик из объема, зафиксированного общедомовым прибором учета, вычитает сумму объемов электроэнергии, потребленной в каждой отдельной квартире. Разница этих показателей и есть ОДН. Его величина напрямую зависит от того, как мы ведем учет индивидуального потребления, насколько вовремя передаем показанияи, в конце концов, насколько мы честны с соседями.

Словом, ОДН – это не только освещение мест общего пользования, но работа внутридомового оборудования (лифт, подкачивающие насосы, телекоммуникационное оборудование) и плюс вся электроэнергия, потребляемая в обход приборов учета, то есть незаконные подключения.

Чаще всего большие суммы за электроэнергию на ОДН могут начисляться в домах с непосредственной формой управления, где нет управляющей компании или ТСЖ. Связано это с новым законодательством,  согласно которому с 1 июля 2020 года в таких домах начисление за электропотребление на общедомовые нужды производится по фактическому потреблению. Ранее расчёт был ограничен нормативом.

Что делать, если в строке ОДН стоит довольно внушительная сумма?

Инженер-инспектор первой категории центра обслуживания клиентов «Алейский» АО «Алтайэнергосбыт» Алексей Капканов обращает внимание, что размер ОДН напрямую зависит от ответственности и самоорганизованности жильцов многоквартирного дома.

По словам специалиста, собственникам жилья первым делом необходимо установить общий и индивидуальные приборы учета электроэнергии, если таковых нет. Счётчики с истекшим сроком эксплуатации необходимо заменить на новые классом точности не ниже 1.0. Следующий шаг – ревизия внутридомовых сетей и их ремонт в случае ненадлежащего состояния, а также проверка соседей на предмет выявления незаконных подключений для устранения хищений электроэнергии. Помимо этого важным этапом уменьшения суммы за ОДН является передача показаний индивидуальных приборов учета электроэнергии в энергосбытовую компанию.

– Делать это желательно регулярно в конце расчетного месяца, с 20 по 25 число, что минимизирует начисление расчётным способом, применяемым при отсутствии передачи показаний, и сделает ОДН более корректным, – говорит Алексей Капканов.

Полезный опыт

О том, что передача показаний – важное и нужное дело, не понаслышке знает Ольга Гоманенко, жительница военного городка. Полтора года назад старшую дома № 8 по улице Гвардейской возмутила в квитанции сумма в 400 рублей напротив строки «электроэнергия на ОДН». «Не может быть, в квартире света нагорело меньше, чем в подъезде», – подумала Ольга и позвонила в АО «Алтайэнергосбыт», которое с первого сентября 2020 года стало гарантирующим поставщиком электроэнергии для жителей военного городка.

В то время в центре обслуживания клиентов «Алейский» кипела работа – шло заключение прямых договоров и передача данных абонентов 30 многоквартирных домов от ЖКС № 6 филиала ФГБУ ЦЖКУ Минобороны России по ЦВО в энергосбытовую компанию.

– После того, как многоквартирные дома в городке остались без управляющей компании, передавать показания никто особо не спешил. При этом было много звонков и жалоб на сумму ОДН, пришлось выстраивать работу с нуля. На наш Центр, начиная с начальника и заканчивая агентами, легла огромная нагрузка, – вспоминает инженер-инспектор Алексей Капканов.

Работники ЦОК «Алейский» обзвонили всех старших домов, которых знали, тех, кого не знали, посетили лично. Так произошло знакомство Ольги Гоманенко с представителями АО «Алтайэнергосбыт», которые рассказали старшей дома важность передачи показаний приборов учета. Этот вопрос девушка взяла на контроль, и с тех пор ни одна цифра на электросчетчиках соседей не остается неучтенной.

– Первым делом через нашу общую группу в мессенджере объяснила жильцам дома причину, по которой необходимо передавать показания. Так как у нас в основном военнослужащие и часто бывают в командировках, было решено делать это централизованно, одному человеку. Теперь я каждый месяц беру блокнот, ручку, фиксирую показания каждой квартиры и передаю в АО «Алтайэнергосбыт». Общий список вывешиваю на доске объявлений и скидываю в группу, чтобы люди могли вести свой учет. Недовольных нет, все хотят, чтобы суммы в квитанциях были меньше, – рассказывает Ольга Гоманенко.

С недавнего времени у многоквартирных домов военного городка появилась новая управляющая компания, в обязанностях которой находится начисление электроэнергии на ОДН. Старшие домов надеются, что по суммам ничего не изменится, ведь привычка передавать показания за свет останется с ними навсегда.

Чтобы не забыть

АО «Алтайэнергосбыт» напоминает, что передавать показания счётчика нужно не позднее 25-го числа текущего (расчётного) месяца. Конечно, закон не обязывает это делать, но согласно Постановлению Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 г. потребитель энергоресурсов имеет на это право. Во-первых, это позволяет контролировать свои расходы, во-вторых, избегать расчётных начислений, а в-третьих, более точно определять объёмы электроэнергии, предоставленные на ОДН многоквартирного дома. К тому же, передавая показания счётчика, мы невольно задумывается об энергосбережении. При этом «Алтайэнергосбыт» предлагает массу способов передачи показаний: в сервисе «Личный кабинет клиента» на официальном сайте компании, в мобильном приложении «Мой Алтайэнергосбыт», по телефону контактного центра 8-800-350-5566 (звонок бесплатный) или по электронной почте energo@altaiensb.com (в теме письма необходимо указать «лицевой счет абонента/пробел/показания»). Стоит отметить, что передать показания приборов учета можно также за старших родственников – родителей, бабушек и дедушек.

«Алтайэнергосбыт» обращает внимание, что в соответствии с действующим законодательством граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за электроэнергию ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за отчётным. Возможности официального сайта компании и Личного кабинета клиента позволяют это делать быстро и в любое удобное время.

Надежда Геньш, Виталий Субботин (фото).