Есть свет – есть жизнь!

«Всегда объяснят, если нужно, помогут разобраться. Побольше бы таких отзывчивых людей. Напишите про них в районке!», – так наши читатели говорят о специалистах АО «Алтайэнергосбыт». А почему бы и нет, подумали мы и отправились в Центр обслуживания клиентов «Алейский», чтобы поближе познакомиться с теми, кто реализует нам электрическую энергию.

Нашел свою стезю

Коллектив Центра обслуживания клиентов «Алейский» (ЦОК) небольшой, всего шесть человек. Но каждый из них настоящий профессионал и предан своему делу всей душой.

К примеру, инженер-инспектор первой категории Алексей Капканов в энергетике четыре года, два из них он трудится в Центре. Педагог по профессии, проработавший в системе образования от звонка до звонка 14 лет, однажды решил: пора идти дальше. Именно в АО «Алтайэнергосбыт» он увидел возможность профессионального роста в новом направлении.

– Процесс эмоционального выгорания нужно контролировать самому. Когда я понял, что детям нового дать уже ничего не могу, решил поменять профессию, причем кардинально, – говорит Алексей.

В то же время педагогическое образование инженеру-инспектору здорово помогает, ведь его работа предполагает постоянное общение с людьми. А они, как известно, бывают разные…

– Умение ладить с абонентами – успех работы в «Алтайэнергосбыте». Здесь нужно быть немного психологом, немного дипломатом, не забывать и о добросердечии, – уверен Алексей Капканов.

Алексей Капканов

Традиционный для инженера-инспектора вид деятельности, который включает проверку электросчетчиков у потребителей на предмет правильности подключения к сетям, исправности приборов учета, отсутствия несанкционированных подключений, давно перестал быть единственным направлением работы.

Круг обязанностей Алексея довольно широк. Это и заключение договоров с юридическими лицами, и работа по технологическому присоединению, и своевременное снятие показаний с приборов учета и, конечно же, выявление безответственных потребителей. В отношении последних принимаются меры ограничительного характера: от частичного (мощности или часов потребления) до полного отключения от сетей до момента либо полной оплаты, либо полного устранения нарушений, которые были выявлены в ходе инженерно-инспекторской проверки.

– И все же основная масса абонентов – люди ответственные, – отмечает инженер-инспектор. – Выйдет из строя прибор учета – тут же звонят. К примеру, был случай «самохода» на улице Ширшова, 17. У одного из жильцов счетчик мотал даже при отсутствии собственного потребления. В результате проверки выявилось, что освещение подъездабыло подключено на его квартиру. Здесь мы уже оповестили управляющую компанию, и электрики все исправили.

При помощи специального прибора инженер-инспектор также может протестировать любой счетчик на наличие вмешательств и изменений. К сожалению, ушлые личности не дремлют. Придумывают различные хитрые и, конечно же, нелегальные способы экономии на электричестве. Например, устанавливают на корпусе счетчика электроэнергии магнит, позволяющий вследствие воздействия на прибор учета постоянного магнитного поля не фиксировать потребляемую электроэнергию.

Нервы в сторону

По-прежнему одной из проблем для энергетиков остается задолженность населения за потребленную электроэнергию. А потому работники ЦОК «Алейский» вынуждены вести активную работу, направленную на погашение дебиторской задолженности. Для этого абонентам-должникам регулярно направляются уведомления о задолженности, а в случае неоплаты последствия могут быть самыми серьезными – начинается претензионно-исковая работа.

За 22 года старший агент по сбыту электроэнергии Надежда Шумакова изучила все тонкости работы с должниками и знает нерадивых абонентов наперечет. Каждый месяц Надежда направляет в суд порядка 50 исков.

– Люди регулярно покупают хлеб в магазине, а про то, что электроэнергия такой же товар, как ни странно, забывают, – говорит Надежда. – Если поставленная электрическая энергия не оплачивается в установленный срок, такому потребителю поступают уведомления о необходимости погасить долг. Если в течение 20 дней после получения уведомления он не погашен, и задолженность составляет два норматива и более, подача электроэнергии ограничивается и дело направляется в суд. 

Конечно, каждый случай индивидуален. Порой задолженность может возникнуть случайно – из-за банальной невнимательности, или в семье сложная финансовая ситуация. Поэтому к каждому должнику в Центре подход индивидуальный.

– Работаю тесно с сельсоветами и почтальонами, они мои первые помощники. Всегда знают, как связаться с должником и где его найти. Звоню по доброте душевной, чтобы не доводить дело до суда, – признается собеседница. – С людьми бывает тяжело. Повысишь голос или не так посмотришь – всё. Нужно уметь договариваться, ведь это не только в интересах организации, но и в интересах потребителей.

Агенты по сбыту электрической энергии Марина Буданова и Надежда Сульженко на работу приходят всегда в хорошем расположении духа и в любой ситуации вежливы и корректны. Самообладание – основное качество агентов по сбыту электроэнергии.

– Каждому нужно объяснить, по полочкам всё разложить, откуда взялась любая копейка, что такое ОДН, как они распределяются и почему за них необходимо платить. Недавно вот был мужчина, который показания по почте передал неверно. Разобрались. Ушел довольный, – говорит Марина Буданова.

В «Алтайэнергосбыте» Марина трудится всего четыре месяца, но успела влиться в дружный коллектив и понять, что клиентоориентированность в компании на первом месте.

Обывателю может показаться, что деятельность агента по сбыту электроэнергии – рутина. Расчеты, бумаги, поток цифр… иногда голова идёт кругом. Но только не у Надежды Сульженко.

Надежда Сульженко

– Мне моя работа нравится. Сейчас у меня замена счетчиков, потом перейду в 1С, затем возьмусь за счетфактуры, после чего надо разнести новых собственников – поменять данные. Сделаю это, перейду к другим делам. Итак целый день, скучать некогда, – улыбается Надежда.

Несмотря на то, что рабочий день у агентов начинается в 8:30, абоненты к кабинету могут прийти гораздо раньше. Ведь большая их часть – сельские жители, которые живут по принципу: «Кто рано встает, тому Бог подает».

– Молодежь устанавливает Личные кабинеты, пожилые чаще оплачивают наличкой. Поэтому стараемся пораньше прийти на работу, чтобы не заставлять никого ждать, – говорит Надежда Сульженко.

Люди дела

По роду своей деятельности сотрудники ЦОКа не сидят на месте – им приходится часто выезжать в сёла к абонентам. Дороги там не ахти какие, но для водителя Александра Жукова нет ничего невозможного. Он и до нужного места домчит с ветерком, и автомобиль в порядок приведет.

О себе Александр говорить не любит, скромничает.

– Человек дела, – отзывается о нем начальник Центра обслуживания клиентов «Алейский» Виктор Бурдасов.

Сам Виктор здесь новичок, к обязанностям приступил совсем недавно. До этого работал в энергетике, поэтому, по его словам, находится «на своем месте».

Виктор Бурдасов и Надежда Шумакова

АО «Алтайэнергосбыт» – гарантирующий поставщик электроэнергии в Алтайском крае и Республике Алтай, реализует электрическую энергию не только потребителям сельских населенных пунктов Алейского района, но и жильцам многоквартирных домов поселка сахарного завода и военного городка в городе Алейске.

– Нашему Центру одиннадцать лет. Здесь абоненты оперативно решают возникшие вопросы, консультируются, оплачивают счета, заключают договоры и делают заявки на установку прибора учета электроэнергии. Мы не только оказываем большой спектр услуг, но и предлагаем абонентам широкий ассортимент электротехнической продукции, – говорит Виктор Бурдасов.

Работа в энергетической отрасли – ежедневный кропотливый труд, может быть, и незаметный кому-то на первый взгляд. Тем не менее, энергетики всегда на боевом посту и готовы к любым трудностям. Сотрудники центра обслуживания клиентов «Алейский» – не исключение.

– Трудимся ради потребителей! – уверены они. – Есть свет – есть жизнь!

Врезка

Инженер-инспектор 1 категории Алексей Капканов про агентов по сбыту электроэнергии:

«Наши сотрудницы – герои! На них троих приходится десять тысяч абонентов!»

Татьяна Кудлай, Виталий Субботин (фото).