Новости

Новости Росреестра

Межмуниципальный Алейский отдел Управления Росреестра по Алтайскому краю информирует о проведении прямой линии, защите недвижимости от аферистов и снятии с кадастрового учета объектов, прекративших существование.

Прямая линия для пользователей бесконтактных технологий

Эксперты Кадастровой палаты Алтайского края 16 августа с 9.00 до 12.00 часов ответят на вопросы граждан об электронных услугах Росреестра. Звонки принимаются по телефону 8 (3852) 55-76-59 (доб. 7212).

В настоящее время значительная часть запросов на получение сведений о недвижимости поступает в Кадастровую палату в электронном виде. Это обусловлено большими преимуществами получения услуг в электронном виде: во-первых, для получения большинства услуг Росреестра жителям региона не требуется покидать дом, квартиру или место работы и ехать в офис МФЦ, во-вторых — значительное снижение (на 20-60%) стоимости получаемых сведений.

«Жители края чаще всего обращаются за государственными услугами онлайн. Так, в первом полугодии 2022 года поступило порядка 1,2 млн. запросов о предоставлении сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН). 95,4% сведений предоставлены в электронном виде. Преимущества электронных сервисов очевидны. Это и более низкая стоимость услуг, и существенная экономия времени», — отметил заместитель директора Кадастровой палаты по Алтайскому краю Игорь Штайнепрайс.

В тоже время, в крае остается достаточно большое число граждан, которые не знают, как пользоваться электронными сервисами Росреестра и обезопасить себя от действий мошенников.

Вопросы, которые будут освещаться во время прямой линии:

— Как получить выписку из ЕГРН или подать заявление на государственную регистрацию прав или государственный кадастровый учет в электронном виде?

— Как проверить статус рассмотрения поданного заявления или запроса?

— В каких случаях нужно подписывать запрос или заявление электронной подписью?

— Чем отличается усиленная квалифицированная электронная подпись от обычной?

— Как зарегистрироваться в «Личном кабинете правообладателя» и какие услуги и информацию можно получить с помощью данного сервиса?

— Как не попасть на уловки сайтов-подделок или мошенников при получении услуг Росреестра?

На эти и другие вопросы ответят эксперты Кадастровой палаты Алтайского края, предоставят подробные консультации, расскажут об алгоритмах действий по работе с электронными сервисами.

Как защитить свою недвижимость от аферистов

Хороших и порядочных людей, несомненно, больше, но, к сожалению, тех, кто не стесняется жить за счет других, придумывает схемы обмана доверчивых людей, еще не мало. О современных механизмах предотвращения недобросовестных действий со стороны третьих лиц в отношении недвижимости, принадлежащей законным владельцам, рассказали сотрудники Управления Росреестра по Алтайскому краю.

— Регистрация прав на недвижимость осуществляется Росреестром, — поясняет заместитель руководителя Управления Росреестра по Алтайскому краю Елена Бандурова, — и возникает право собственности только после такой регистрации. Конечно, государственный регистратор анализирует документы перед регистрацией прав собственности. При возникновении сомнений он может запросить дополнительную информацию, подтверждающую их достоверность и в случае получения сведений об их недостоверности отказать в госрегистрации прав, передав поступившие материалы в правоохранительные органы для проверки, но если регистратору поступят нотариально заверенные договоры, проверка законности сделки не производится.

Наибольшие риски несут сделки по доверенности или с помощью доступа к электронной подписи владельца. Именно таким видом сделок чаще всего пользуются мошенники.

Меры защиты от теневых махинаций:

  • Запретите сделки без личного присутствия

Для этого нужно подать заявление о невозможности регистрации перехода, прекращения, ограничения права и обременения объекта недвижимости без личного участия собственника имущества (соответствующая запись вносится в Единый государственный реестр недвижимости и служит основанием для возврата без рассмотрения документов, поданных не только третьими лицами по нотариально удостоверенной доверенности, но и нотариусами).

Заявление можно подать в офисах МФЦ или Кадастровой палаты. В ЕГРН появится отметка, что сделки с этой квартирой или этим домом нельзя проводить без личного участия собственника. По доверенности никто не сможет продать или подарить недвижимость или долю в ней. Запрет носит бессрочный характер до момента, пока сами не отзовете.

Внимание! Подробный порядок получения этой услуги размещен на официальном сайте Росреестраhttps://rosreestr.gov.ru и на Госуслугахhttps://www.gosuslugi.ru

  • Проверьте наличие/отсутствие согласия на электронную регистрацию

Электронная регистрация возможна только при письменном согласии собственника. Если не хотите, чтобы она была доступна посторонним, убедитесь, что отметки о таком согласии в ЕГРН нет. Если есть — можно отозвать. Подавайте его только для конкретной сделки, в которой уверены. Если заранее согласие не предоставлено, документы с электронной подписью не примут.

  • Периодически проверяйте данные о правах

Введите за правило запрашивать различные выписки из ЕГРН, чтобы убедиться, что с правом собственности ничего не произошло без вашего ведома. Их можно получать на Госуслугах, в МФЦ или офисах Кадастровой палаты. Так удобно проверять не только данные по своей квартире, но и сведения
об объекте, который собираетесь купить (наличие обременений, есть ли доли у несовершеннолетних лиц, как часто проводились сделки и т.д.).

  • Сообщите свою электронную почту

Обратитесь в МФЦ, чтобы передать в Росреестр актуальный электронный адрес. Если поступят документы для электронной регистрации, вам придет уведомление. Можно будет быстро отреагировать.

— Кстати, — дополняет Елена Владимировна, — мы уже говорили выше, что покупать или продавать жилье можно также с помощью электронных документов и подписи. Чтобы избежать мошенничества с электронной сделкой ведомство заблаговременно направляет уведомление о поступивших документах по электронной или обычной почте. Это еще один аргумент в пользу того, чтобы в записях ЕГРН о вашей собственности был актуальный адрес электронной почты.

Как снять с кадастрового учета объекты, прекратившие существование

В Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) содержится информация о тысячах объектах недвижимости. Некоторые из них из-за своей ветхости не подлежат восстановлению или вовсе перестали существовать. Такие объекты необходимо снимать с государственного кадастрового учета, а также прекращать на них право собственности, если оно было ранее зарегистрировано. Во-первых, это необходимо, чтобы не платить налог на имущество. Во-вторых, чтобы поставить на учет и зарегистрировать вновь образованный объект (например, если вы построили новый дом на месте снесенного).

При каких условиях необходимо снимать объекты с кадастрового учета?

Снять объект с кадастрового учёта можно в связи с его гибелью или уничтожением. Это может быть отдельно стоящее здание, сооружение, а также расположенное в здании помещение.

Какие документы необходимы?

Чтобы снять с кадастрового учета объекты недвижимости, необходимо представить в орган регистрации прав следующие документы:

  • заявление о снятии с учета объекта недвижимости. Как правило, его составляет сотрудник МФЦ при приеме документов;
  • правоустанавливающий документ на объект недвижимости, который вы снимаете с кадастрового учета. Он необходим, если права на объект не были зарегистрированы в ЕГРН;
  • акт обследования, подтверждающий прекращение существования объекта недвижимости. Документ составляется кадастровым инженером по итогам осмотра места нахождения объекта недвижимости. Он подтверждает, что уничтожена часть здания, в котором было расположено помещение, или же все здание целиком;
  • судебное решение, если объект снимается с учета по решению суда;
  • документ, удостоверяющий личность заявителя или представителя заявителя.

Росреестр упростил процедуру снятия с учета объектов, прекративших существование

В сентябре 2021 года Минюст РФ зарегистрировал приказ Росреестра, устранивший административные барьеры в процессе снятия с кадастрового учета объектов капитального строительства, которые прекратили свое существование. Приказ содержит перечень документов в акте обследования, которые предоставляются в орган регистрации прав исключительно при их наличии. Если таких документов нет, то акт обследования готовится без них и указывается причина их отсутствия. Это упростит для правообладателей процедуру снятия объектов с кадастрового учета и будет способствовать актуализации сведений ЕГРН.

Среди документов, отсутствие которых не станет препятствием для снятия объекта с учета:

  • решение собственника о сносе объекта недвижимости;
  • уведомление о завершении сноса объекта для органов местного самоуправления;
  • решение органа исполнительной власти субъекта или муниципального образования о признании объекта аварийным и подлежащим сносу;
  • решение об изъятии земельного участка и находящихся на нем объектов для государственных или муниципальных нужд;
  • решение о комплексном развитии территории, на которой был расположен объект и другие.

Куда подавать документы для снятия объекта с кадастрового учета?

Подготовленный пакет документов можно представить следующими способами:

  • в бумажном виде при личном визите в МФЦ;
  • в электронном виде (при наличии сертификата усиленной квалифицированной электронной подписи) через личный кабинет на официальном сайте Росреестра;
  • дистанционно, заказав выездное обслуживание с помощью онлайн-сервиса Федеральной кадастровой палаты Росреестра («Выездное обслуживание»).

В результате проведения учетных действий заявителю или его представителю будет выдана выписка из ЕГРН об объекте недвижимости. В графе «Статус записи об объекте недвижимости» будет указано, что объект снят с кадастрового учета и отмечена дата его снятия. За снятие с кадастрового учета объекта недвижимости и регистрацию прекращения права на объект, прекративший свое существование, государственная пошлина не взимается.